Скажи мне, что ты коллекционируешь, и я скажу, кто ты

Почему Дмитрия Донского не жаловала церковь?

икона Дмитрия Солунского

Вопрос многим покажется странным, как церковь может не жаловать героя Куликовской битвы, имя которого стало символом русской воинской славы? Но факт остается фактом - Дмитрий Донской был канонизирован, т.е. причислен к лику святых, только на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году. А в 2002 году в России учреждён орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. Попробуем разобраться в данной ситуации, отделить зерна от плевел.

Имена Дмитрия Донского и Сергия Радонежского всегда приводят рядом, с ними упоминается и имя Дмитрия Солунского. «В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского, умер в 1389 г. "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого».

Сохранилось много близлежащих церквей, посвященных Дмитрию Солунскому и Сергию Радонежскому. Приведу несколько примеров.

1. Драгоценная святыня Русской земли, всемирно известная Троице-Сергиева лавра основана преподобным Сергием Радонежским около 1340 года. Св. Сергий задумал монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор. Обитель окружал деревянный тын с небольшой церковью св. Дмитрия Солунского над воротами.

2.Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Карельская Слободка. Церкви Димитрия Солунского и Сергиевская, 15 век.

3. Псковская область, село Ктины. Церкви Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского, 1573 г.

4. Великий Устюг. Церкви Дымковской слободы Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского.

Считается, что церкви Дымковской слободы являются памятниками похода устюжан на Куликово поле в 1380 году: первые храмы были на Руси были выстроены и освящены в честь этого события в 1383 году. Батков Н. пишет: «8 апреля 1380 года грянула Куликовская битва. Победили соединенные силы русских… В честь победы в Дымкове (теперь часть Великого Устюга) были построены деревянные церкви Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского, позднее на их месте воздвигли каменные, сохранившиеся до нашего времени». Очевидно, на Руси существовала традиция строить рядом церкви Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского.

Димитрий Солунский умер в 306 году – христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Пострадал во время правления императора Диоклетиана. Память совершается в Православной церкви 26 октября (8 ноября), в Католической церкви -26 октября. Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями.

После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей. Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия.

Наверное, читатели в этом отрывке увидели аналогию с началом Куликовской битвы- поединком русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем.

Еще интересные детали: на иконах Дмитрия Солунского написано просто агиос Димитрий – святой Дмитрий без определения "Солунский", и почему-то на иконах над Дмитрием изображают царскую лепестковую корону. Дмитрий Солунский вскоре после смерти был канонизирован.

Вся это информация позволяет сделать вывод, что Дмитрий Солунский и Дмитрий Донской – один и тот же человек, образ которого размножили на бумаге. Вверху приведена икона Дмитрия Солунского.