Почему Дмитрия Донского не жаловала церковь?
Вопрос многим покажется странным, как церковь может не жаловать героя Куликовской битвы, имя которого стало символом русской воинской славы? Но факт остается фактом - Дмитрий Донской был канонизирован, т.е. причислен к лику святых, только на Поместном соборе Русской православной церкви в 1988 году. А в 2002 году в России учреждён орден «За Служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского. Попробуем разобраться в данной ситуации, отделить зерна от плевел.
Имена Дмитрия Донского и Сергия Радонежского всегда приводят рядом, с ними упоминается и имя Дмитрия Солунского. «В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского, умер в 1389 г. "Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского", написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого».
Сохранилось много близлежащих церквей, посвященных Дмитрию Солунскому и Сергию Радонежскому. Приведу несколько примеров.
1. Драгоценная святыня Русской земли, всемирно известная Троице-Сергиева лавра основана преподобным Сергием Радонежским около 1340 года. Св. Сергий задумал монастырь в виде четырехугольника келий, в центре которого возвышался деревянный Троицкий собор. Обитель окружал деревянный тын с небольшой церковью св. Дмитрия Солунского над воротами. 2.Владимирская область, Юрьев-Польский район, село Карельская Слободка. Церкви Димитрия Солунского и Сергиевская, 15 век. 3. Псковская область, село Ктины. Церкви Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского, 1573 г. 4. Великий Устюг. Церкви Дымковской слободы Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского.
Считается, что церкви Дымковской слободы являются памятниками похода устюжан на Куликово поле в 1380 году: первые храмы были на Руси были выстроены и освящены в честь этого события в 1383 году. Батков Н. пишет: «8 апреля 1380 года грянула Куликовская битва. Победили соединенные силы русских… В честь победы в Дымкове (теперь часть Великого Устюга) были построены деревянные церкви Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского, позднее на их месте воздвигли каменные, сохранившиеся до нашего времени». Очевидно, на Руси существовала традиция строить рядом церкви Дмитрия Солунского и Сергия Радонежского.
Димитрий Солунский умер в 306 году – христианский святой, почитаемый в лике великомучеников. Пострадал во время правления императора Диоклетиана. Память совершается в Православной церкви 26 октября (8 ноября), в Католической церкви -26 октября. Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями.
После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей. Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия.
Наверное, читатели в этом отрывке увидели аналогию с началом Куликовской битвы- поединком русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем.
Еще интересные детали: на иконах Дмитрия Солунского написано просто агиос Димитрий – святой Дмитрий без определения "Солунский", и почему-то на иконах над Дмитрием изображают царскую лепестковую корону. Дмитрий Солунский вскоре после смерти был канонизирован.
Вся это информация позволяет сделать вывод, что Дмитрий Солунский и Дмитрий Донской – один и тот же человек, образ которого размножили на бумаге. Вверху приведена икона Дмитрия Солунского.